четверг, 30 августа 2012 г.

Путешествие по городу детства


В Александров мы переехали в августе '85-го, как раз перед тем, как я пошла в первый класс.
Помню, в первый класс я пошла не 1го сентября, как все детки, а в середине сентября. Мама решила запланировать именно на эти даты путешествие в Трускавец к минеральным водам, чтобы подлечить мои почки (мое здоровье было причиной переезда из маленького городка под Ленинградом с биохимическим заводом). Но первый день в школе я помню очень отчетливо. Накануне я познакомилась во дворе с девочкой Олей. Разговор случился примерно такой: - А ты в какую школу ходишь? - В пятую. - И я! - А ты в какой класс? - 1Б. - Ой, и я и я! Ну тогда встретимся в классе!
Когда я самая первая пришла в класс, меня посадили за последнюю парту. Дети все быстрее заполняли помещение, но никто не садился рядом со мной. Вдруг моя новая подружка Оля появилась в дверях и направилась к моей парте! Вот это сюрприз! Мы сидели за одной партой всю начальную школу и долго считались лучшими подружками!
Прожила я в этом городе 10 школьных лет. Потом институт и переезд в общежитие. Приезды к родителям становились все реже. Потом работа. В какой-то момент приезжать стала (стали) одним днем - не задерживаясь на ночевку. С появлением малыша ездить стали реже, но теперь с ночевкой - на радость бабушке с дедушкой.
Город изменился до неузнаваемости. Повсюду на первых этажах жилых домов - магазины. Завод Рекорд, ранее производящий телевизоры, теперь напоминает Горбушку (много магазинчиков электронных товаров). Кинотеатр - один большой хозяйственный магазин, перед которым построили целую галерею продовольственных палаток..
Родители успели поменять две квартиры (моя безбашенность, наверное, в маму). И теперь они живут хоть и в том же районе, но квартира новая, маленькая, и не вызывает никаких воспоминаний. Дач тоже уже успели сменить несколько. Второй год пока держится одна, с маленьким домиком, где в прошлом году мы с Ваней успели пожить. Но ее участь, как у всех дач в этой семье, предопределена - ее мама тоже решила продать.
Мы жили на 5м этаже в доме напротив кинотеатра Маяк. Каждое утро я просыпалась ни свет ни заря , чтобы скорее подбежать к окну и прочитать новые афишы. Детский сеанс стоил 10 копеек. В особо удачные дни я умудрялась посетить все сеансы одного и того же фильма. И когда вечером меня с собой брали еще и родители на взрослый фильм - контролер не выдерживала, и что-нибудь обязательно отпускала - Опять ты!
Однажды после долгого вымогательства я наконец получила заветные 10 копеек и побежала в кино - еле успевала на сеанс. В лифте не удержалась и запрыгала от счастья. Лифт застрял, и меня долго не могли освободить. В лифтах с тех пор я больше не прыгаю, а в кино я тогда так и не попала :-)
В мае этого года мне пришла в голову мысль пригласить подругу Люду и ее сыночка Костю погостить у моих родителей. Мама предлагала такой вариант (на что только не пойдешь, чтобы заполучить внука в гости), и сами родители могли ночевать на даче. Люда, не долго думая, согласилась. Здесь наши шилки очень схожи, и Люда мне еще фору даст в своей тяге к путешествиям.
Долго ли, коротко ли, встретили мы наших друзей на железнодорожном вокзале, прячась от дождика под зонтом, и пошли размещаться. Гости - в комнате, мы - на кухне. В квартире предусмотрительно в каждой "комнате" по дивану: в прихожей, на кухне, в комнате. И прожили мы так в тесноте, да не в обиде целых 3 дня.
Нам с ребятам было очень легко и комфортно! Много готовили, долго кормились, далеко гуляли... И даже малыши наши жили по одному расписанию.
Благодаря трехдневному марафону по городу детства вчетвером мне удалось посмотреть на него глазами туриста, о чем я давно уже тихо мечтала.
В первый день мы сделали круг по району, попрыгали через лужи, помесили грязь колясками.. Во второй день установилось солнышко и мы, посетив рынок, прогулялись до парка.
Рынок в маленьком городе - это как лобное место. Кого только здесь не встретишь, как только приходят выходные. Покупка не была целью, я просто гуляла здесь каждую субботу, и иногда воскресенье. Выходной без рынка был немыслим.
А лет до 10 я любила купить за копеечку какую-нибудь зверушку и принести домой. Так была куплена одна собачка, пара котят, и множество хомячков. Помню даже дерево, под которое я выпускала выбегать только что купленного хомячка, чтобы он переставал вырываться из рук. За животных дома мне неизменно попадало, и они обязательно куда-нибудь девались - покрупнее мама отдавала, помельче сами сбегали. Но это не остужало моего пыла. Единственным зверем, выдержавшим 4 года в нашем доме, стал попугайчик Кеша. Только благодаря ему я поняла, на сколько животное может быть родным.
В парке мы славно поиграли на детской площадке. Она такая - в отличном состоянии и с диковинными качельками - одна на город. И, как полагается, не бесплатная - 30 рублей с детского носа. Костя у Люды - малыш спокойный и рассудительный, большую часть времени катался на качельке и всякие поползновения на свое право выбора принимал в штыки. А Ваня отличился на кольцах: 12 секунд - наше время. Я сама, по-моему, столько не смогу.
Не помню точно - в этот ли день, но вечером, кажется, нас опять ждал парк. В этот раз мы спустились по большой полуразрушенной лестнице к пруду и побродили вокруг него под заходящим солнышком. Было тихо, уютно и солнечно размеренно погулять, никуда не торопясь, подкармливая по дороге своих детенышей. Все вокруг стало, конечно, более заросшим и "убитым", но природа нас все равно очаровала.
В парке в моем детстве было множество аттракционов. Не запомнила их всех, но точно были ромашка, большое и маленькое "чертовы колеса", паровозики... Их открытие всегда приходилось на 1 мая. После первомайского парада по главной улице города все жители (или по крайней мере, тогда так казалось - что в парке были все) проходили в Парк культуры и отдыха, и весеннее радостное настроение кипело на аттракционах до конца дня.
На следующий день мы посетили Александрову Слободу (в некоторых маршрутах она входит в Золотое кольцо). Там мы смело вчетвером поднялись по очень крутой, узкой, спиралевидной лестнице вверх на колокольню (наверное там были когда-то колокола). И город перед нами лег, как на ладони. После колокольни мы с часок поиграли перед церковью. Внутри монастыря на редкость чистенько и ухожено. Гуляют, как и полагается, кошечки, вызывая щенячий восторг малышни. Получилось очень уютное утро.
Александрова Слобода была столицей России несколько лет в 16 веке при царе Иване Грозном. Поговаривают, что  в речку Серую, что течет перед монастырем, он спускал привязанных к телеге бояр.
Пару раз в год школьников обязательно водили в исторический музей в Слободе. Там представлены предметы обихода того времени. Я, конечно, понимаю, что детей нужно приобщать к истории. Но каждые полгода в один и тот же музей!
Вечером мы прокатились на такси до озера Дичковское. Там тоже немного изменился ландшафт. Убрали плиту, с которой был заход в озеро. Посадили деревьев вдоль, насыпали песку. Здесь перемены понравились.
Ваня умудрился выбросить любимого кота Кости в воду, но Люда с такой скоростью и ловкостью его достала, даже не упав в воду (а положение у нее было, как у мостика через речку), что все мы только что не захлопали в ладоши. Молодец мама! Масштаб трагедии предугадала в доли секунды!
У озера ребята поиграли в песочек, побегали по травке, посидели на деревьях, поглазели на семью мимо пробегающих собак. И собрались опять домой.
На этом озере меня папа научил плавать. Озеро казалось огромным. И именно здесь, девочкой плавая на спине, я в первый раз "почувствовала" небо... Оно было такое огромное, а я была такой песчинкой. Хотелось , не отрываясь, смотреть на проплывающие облака и чувствовать себя частью вселенной.
На следующий день предстояло путешествие домой.. Я очень благодарна Люде за то, что она приняла вызов, и мы прошли это приключение туриста в глубинке, вместе.
Эти 3 дня были наполнены для меня воспоминаниями. И в то же время в компании было весело открывать столько нового там, где раньше все было по-другому. Даже изменившимся до неузнаваемости, город навсегда останется тем, чем он был для меня 17 лет назад, ведь во сне ко мне приходят картинки только из Александрова моего детства.

16 комментариев:

  1. Просто художественное произведение. Написано душевно, тепло, проникновенно. Подняла глаза и читаю ярлыки: красота, мир, удивление... Как точно.
    Семь лет назад была в городе своего раннего детства. И рядом с ним в поселке, где бывала у бабушки и дедушки. И вот тоже также ходила и сравнивала с воспоминаниями. А воспоминания приходили во сне и я обязательно плакала от трогательности и невозможности увидеть это. Сны прекратились после того, как я съездила на родину (ехала шесть с лишним суток!) , повидала дома, где жила, улицы где ходила... Как же это греет душу. В нашей быстрой жизни эти милые воспоминания как островки тишины и покоя.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, ты меня натолкнула на мысль про художественное произведение :-) Может быть, в моменты вдохновения поймать волну и начать придумывать)
      Такие путешествия так важны в жизни! Шесть суток - вот это путешествие! Надо же, как сны успокоились после поездки..
      У меня есть сильное желание осуществить что-то подобное в деревню к бабушке, вот там я не была больше 10 лет. Там и дом сгорел, просто бы деревеньку повидать. Оттуда столько воспоминаний, как будто целые 3 месяца лета каждый год там проводила. А мама расссказала, что возила меня туда только на пару недель раза три всего.. А сюда в Александров я частенько наведываюсь, и воспоминания нужно было вызывать самой :-)

      Удалить
    2. и шесть суток - это только в один конец!
      Оля, свое возможное путешествие, конечно, держи в уме. Ведь не зря ты столько помнишь оттуда, хотя и была недолго. Как это всё завораживает: память, прошлое...
      Вот ты Оле ответила, что написала рассказ еще в июне. Видишь, как удачно получилось, что все-таки опубликовала! Я вообще обожаю то, что некоторые называют скучным. Это и есть задушевное, глубинное.
      Не оставляй своего умения. Пиши пусть даже сначала "в стол", как получилось с этим рассказом. Найдутся те, кто потом оценит.

      Удалить
    3. Лена, да, с местами из прошлого и правда не все просто, нужно обязательно не терять надежды посетить.
      В стол никогда не писала, но идея хорошая. Иногда хочется что-нибудь написать, а если "по-живому", то и откладываешь. А можно ведь писать в терапевтических целях, а печатать тогда, когда острота момента для тебя уйдет..

      Удалить
  2. Оля, и вправду так хорошо написано! Молодец, что съездила. Читала и свое детство тоже вспоминала.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Маша, спасибо! Тебе наверное такие путешествия втройне ностальгически давались бы. Взгляд не замылен нашей действительностью :-) А детство так славно повспоминать, как то душой отдыхаешь. Может быть напишешь как-нибудь пост о случае из..? Это так интересно читать о других ;-)

      Удалить
  3. Оля, ты настоящий писатель! Так удачно передала атмосферу городка. Он находится под Москвой, да? Или под Питером?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, спасибо!) Интересно, как люди воспринимаю иногда написанное тобой. Я рассказ написала как-то в июне давно, и подумала, ну ладно, скучновато, конечно - ну уж пусть будет :-)
      А город под Москвой, 100 км отсюда, все те же электрички с Ваней - все туда было. А вот под Питером я прожила до 7 лет, там совсем ничего не вспоминается, кроме больниц и детских садиков, ну память детская :-)

      Удалить
    2. Оля, а в тот город под Питером нет желания съездить?

      Удалить
    3. Вот туда почему-то не тянет сильно, но если бы я там побывала, наверное, мурашек по коже не избежать. Двор, садик, места все равно бы вспомнились. Надо поискать на картах в интернете, может быть камеры где-нибудь установлены, вдруг увидеть можно прямо в интернете)))

      Удалить
    4. Кстати, я тоже недавно возила Дашу на свою "родину": в тот район города, где я жила в детстве. И ещё планируем поездку в деревню, где девочкой я проводила каждое лето. Видимо, дети способствуют наплыву детских воспоминаний. :)

      Удалить
    5. Оля, это верно. С малышами такие наплывы постоянно. В прошлом году елку вынимала, чтобы нарядить, и руки тряслись, как волновалась. Ване чуть больше года, и не понял то особо много - а так волнительно, малышу что-то свое открывать, из детства..

      Удалить
  4. Оля, как интересно написано, очень нежно! Спасибо за возможность окунуться с тобой в твои воспоминания и ощущения!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Маша! Я давно хотела начать вести дневник, пока память не подводит. Основные моменты из детства записать, чтобы не ушли. И вот блог положил начало плану, иначе не собраться. Теперь бы еще копию этого всего где-нибудь оставить :-)

      Удалить
  5. Оля, интересный рассказ. Я всегда слышала имя Александрова Слобода, но никогда не знала об этом месте ровным счетом ничего. Очень красивые места и фотографии!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ира, меня так удивляет, когда кто-то знает об этом месте, но оно и правда на слуху. Мало фотографий я прикрепила, сам город-то конечно обычный. А монастырь красивый :-)

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...