вторник, 19 марта 2013 г.

А уж потом воспи-пи-пи.. воспи-пи-пи-пи-тание..

Тема сегодняшнего сочинения: мои открытия в искусстве выращивания птенцов.

Первые два года жизни сына я много читала о различных принципах воспитания. Осознанно цитировать, конечно, не могла, что - где вычитала. Подсознание все фильтрует и оставляет только то, что принимается душой. Но вот есть одна теория - теория привязанности Гордона Ньюфелда - которая зацепила так, что я даже могу выговорить и напечатать это имя по памяти. Вы наверняка о ней слышали, если у вас имеется потомство и вы иногда проводите время в интернете..
Зацепила - красиво сказано. Я "крепко сижу" на сообществе Заботливая альфа, несколько раз на дню проверяя выход новых постов с комментариями. Я прочитала книгу Ольги Писарик "Привязанность - жизненно-важная связь" (именно Ольга распространяет принципы этой теории в русскоязычном интернете). А также эта книжка была продекларирована вслух за несколько вечеров скептически настроенному  мужу. Слушал неожиданно внимательно, отпуская редкие шуточки, параллельно щелкая семечками и поглядывая на экран телевизора без звука. Наша победа: мы теперь выговариваем слово фрустрирован к месту и не к месту, ура!
Ну и еще я заканчиваю прохождение веб тренинга Ольги Писарик "Быть заботливой альфой", где все новое закрепляется на примерах "из первых уст" (Ольга практикующий психолог и мама четырех детей).
 
Пересказывать теорию здесь, конечно, не буду. Скажу только, что мне очень близки ее основные принципы. И особенно подковывает и образовывает опыт мам, которые делятся своими историями в комментариях к постам в сообществе. Вобщем образовываемся..
Расскажу немного о нас, впрочем как обычно. Наш птенец в свои 2 года ведет себя, как по книжке:

- выражает свою твердую волю "Неть, Ваня ям (сам)', "Неть мама! Ваня!"
- педантичен в мелочах: "Нет сюда! Сюда!" (нет и неть выбираются по своей только ему понятной причине).  В нашем доме все двери всегда закрыты. Найденный телефон несется маме в руки "Мама, на!"  Порядок в игрушках наводится порой с такой тщательностью, что остается только качать головой в удивлении "Ай да Ваня, вот так Ваня".

- одновременно с педантизмом уборки присутствует и "бесюн" - соотношение здесь неравное, парню явно больше по душе хаос в доме. Раскидать игрушки в порыве смеха, просто так в игре или выразив свое Фи - это наше все.

В остальном милый и нежный ребенок, который теперь обнимается по собственной инициативе - долго, самозабвенно, забравшись на коленки, обхватив шею и закрыв глазки..

И где же нам помогают полученные знания? О, мы только в начале пути, но некоторые моменты в отношениях уже так наглядны, что я их не могу не описать.

Например, так называемые слезы тщетности. Ваня много плакал в январе, после длинных праздников малыш  к нам привык и начал плохо отпускать на работу по утрам. Я была рядом с плачущим ребенком. Уход продлевался на столько, на сколько это было необходимо. Ваня имел возможность полностью выплакать невозможность изменить ситуацию. Рядом мама иногда вставляла свои пять копеек о том, как ей жалко сыночка, иногда озвучивались радужные планы на вечер... И в конце слезок Ваня успокаивался на ручках.

Помню свой первый шок, когда перестала пытаться переключать слезы, ждала, пока горе вытечет и вдруг произнесла: "Иди ко мне, мой милый, я тебя обниму". Ваня замер и как побежит на ручки, зарылся на груди, еще поплакал, и отпустил... Вот тут и маму прорвало, но это уже совсем другая история..

Сейчас мы такие ситуации проходим с минимальными потерями, слезы выплакиваются на порядок быстрее, чем раньше (в ситуации, когда что-то запрещаю и ребенок должен смириться). Мы становимся все гибче и до слез иногда даже не доходит. Как же здорово - просто принимать слезы малыша как нечто естесственное, и быть рядом, чтобы утешить.
Вот еще момент - привязанность следует восстанавливать с начального физического уровня. Ваня через пару недель моего прибывания дома начал совершенно спокойно отпускать меня выходить и волшебно оставаться с няней, которую раньше пытался выпроводить за дверь (в первые 5 минут ее появления). Ну мы-то теперь знаем, все не просто так :-) Мне хочется верить, что причина здесь в том, что Ваня получил "физически" с лихвой  мамы и "наполнился". Эффект слишком быстрый, но другого объяснения у меня нет. Столько мы не обнимались за весь предыдущий месяц, сколько за эти пару недель. Я, конечно, не уверена, что объятий было бы меньше, если бы я не знала, что это так важно, а не просто приятно. Но все-таки знание, что это может вылечить, усилило мою любвеобильность. И буквально за несколько дней Ваня перестал выражать признаки тревожности. Ура!
Еще много каких-то мелочей.. Основные моменты, они наверное все те же, что и без теорий осознаются:
- чем меньше "нельзя", тем серьезнее они принимаются и выполняются (это очень видно, как попадаем к бабушкам-дедушкам, любящим понельзякать, ребенок перестает слышать),
- убираем свою раздражительность  и малыш тут же успокаивается (иногда срываешься, и наперед знаешь, что ничего этим не добьешься, а лечить ситуацию все равно придется спокойно и, часто, включая фантазию),
- разделяющая дисциплина - это эффективный, но унижающий нас метод (по моим ощущениям). 
Сегодня я ощутила это в полной мере, когда применила его в первый раз. Включилось состояние раздражения, когда уже полчаса не могла собрать Ваню на прогулку. Одежда на полу. Ваня на кровати прячется от мамы. У мамы что-то щелкает и включается программа из детства. "Ваня, я ухожу сейчас в магазин, ты остаешься с няней и никуда не идешь". "Нет, нет, иду" - кричит Ваня и снова со смехом убегает. Считаю до трех, тот же эффект. Одеваю верхнюю одежду и собираюсь в магазин. Няня приходит с желанием одеть ребенка. Ваня в слезах спускается ("Нет, нет, только мама"), быстро собирает ВСЮ свою одежду  с пола, бежит босой в прихожую к маме на ручки. Минут пять сидим обнявшись и не двигаясь. Мама выходит из роли и понимает, что нарубила дров. Спокойно одеваемся и выходим.
Получила желаемое, но какой ценой? Кратковременный эффект стоил нам отката назад, малыш стал снова цепляться за меня, появилась тревожность, да еще и дошел до слез. Такие сценарии наверное тоже нам нужны, чтобы посмотреть на себя со стороны и начать уже быстрее меняться, вырывать с корнем то, что сидит так глубоко..


Самое важное, что удается отфильтровать из всего потока информации, дает понимание детской психологии на каком-то ином уровне. Уходят оценки поведения, какие-то великие ожидания. Ведь такой возраст - всепонимающий, уже вдруг говорящий, но еще такой мелкий (и еще ох как долго мелкий)! Приходит такое спокойное отношение к своему родному малышу, понимание и принятие этого маленького человечка со всеми его "возрастными особенностями". Такое хорошее теплое чувство, которое охватывает даже в минуты, когда в тебя ни с того ни с сего летит за столом ложка и ты успеваешь поймать этот смеющийся и любопытный взгляд...

Нас ожидает новый виток истории (надеюсь, что не затяну с обновлениями здесь), когда отработанные мной новые привычки в общении окажутся для неопытной (в общении с 2-3 летками) ох какой палочкой выручалочкой. И как же здорово формулировать вопросы вселенной, и находить ответы, даже не занимаясь поиском как таковым..





8 комментариев:

  1. Оля, вот читала и даже представить не могла, как это уходить на работу и каждый день переживать детские слезу по этому поводу. Тяжело. С приемом ухожду- ты остаешься я иногда сталкиваюсь, так как единственный способ укротить дашку, когда она точно также прячется, убегает и не одевается (бывает не часто, но бывает). Она реагирует на это спокойно, никогда не плачет, просто быстро одевается сама за 2 минуты и выбегает за мной с радостными криками "а я уже оделась и могу идти с тобоЙ". Зато наша подруга Ульяшка каждый день в садике устраивает вот такой концерт со слезами обнимашками и криками. И ни разу она не выплакивалась, так как чем дольше с ней обнимается мама, тем сильнее она в нее вцепляется и плачет, не помогает ничего, очень тяжело смотреть на них. зато как только мама уходит она тут же перестает плакать и уже смеется и играет (и воспитатель и Дашка говорят это). вот так вот (((

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Маш, я когда начальнику рассказывала, что возвращаюсь снова в декрет, то тоже проревелась мальца - что двухлетку больше оставлять не будет сил, буду сидеть до последнего (сейчас еще ощущение, что не вернусь туда никогда, но конечно не загадываю).
      Если Даша не плачет, то наверное это ваш метод, тем более что практикуется редко :-) Есть теории, а есть реальные детки, в очередной раз убеждаюсь - сколько деток - столько и методов, которые действуют для каждого конкретного ребенка по-своему.
      Вот из опыта, который я получила на историях сообщества альфы, случай с Ульяной, который ты описываешь, является ярким примером того, что связь с мамой нужно укреплять (даже при условии, что она потом спокойно играет и проблемы с садиком нет). То есть девочке очень явно не хватает мамы. Я бы во всяком случае задумалась и начала что-то предпринимать (есть там некоторые советы по перекрыванию расставания при сепарации). А ведь может быть и ничего страшного, если больше дома, например, никаких других симптомов тревожности девочки не наблюдается.

      Удалить
  2. Сколько раз перечитаю твои тонкие и мудрые чувствования ребенка. Добрая хорошая мамочка. Мне кажется, что я сама ощутила прелесть и важность объятий уже взрослой. Столько было потеряно... Я обнимала, прижимала, но внутри себя ТАК не чувствовала.
    Оля, а на что же конкретное ты говоришь "нельзя"?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Леночка, спасибо!
      Про объятия там и правда такой пласт поднимается, и не один автор про них пишет, называя различными терминами :-)
      Нельзя стараюсь говорить только там, где опасно для жизни. Когда получается выдержать - то видно очень наглядно, как для него это слово значимо. Нельзя раскачиваться стоя на кресле, играть с розетками, чайник, утюг, руки в двери лифта. Там еще тон такой получается, что не послушаться не получится) А вот когда несет (думаю, от папы у меня, сейчас когда у дедушки гостим - то у него прямо стиль общения постоянно поучать), то все, только и знаешь, что повторяешь и лучше сразу переключаться и забыть это слово) Например, вот сейчас сидит на коленках и пытается нажать тоже кнопочку :-) Пытается слушать, а ручки тянутся :-)
      Лена, а ты помнишь, как у тебя это было? Ты много запрещала-не разрешала?

      Удалить
    2. Даже трудно сказать... забылось уже... Сейчас нашей малышке говорю "нельзя", когда сидим на подоконнике, смотрим в окошко, а она тянется к цветку, чтобы листочек сорвать. Тут же повторяет "льзя". И ещё говорю "аяй, аяй" ( в смысле - опасно), например, прикоснуться к горячей батарее. Тоже повторяет "яй, яй". Такая забавная.
      Мы любим свой пальчик пососать, тут я не говорю "нельзя", стараюсь переключить внимание на что-то другое или потихоньку отвести ладошку в сторону.

      Когда подрастают, то появляются новые "нельзя" уже на моральные проблемы, вопросы поведения. Тут выражаешь уже не запрет ему, а свою точку зрения: ну нельзя вот так поступать, это вот почему, нельзя обижать, нельзя смеяться над тем-то...

      Удалить
    3. Малыши когда повторять начинают и правда самый забавный возраст. Столько всего им хочется дать, такие глазки впитывающие смотрят на тебя.
      А с возрастом там нельзя действительно видоизменится, но мне этого слова не избежать, чувствую, никак. А ты мудрая, Лена, это сразу видно - все как по книжке :-)))

      Удалить
  3. Оля, такая тонкая и трогательная статья! Спасибо тебе, мудро!
    "убираем свою раздражительность и малыш тут же успокаивается (иногда срываешься, и наперед знаешь, что ничего этим не добьешься, а лечить ситуацию все равно придется спокойно и, часто, включая фантазию" - золото, все золото от первой и до последней буквы! Умница!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ира, спасибо! И у вас значит работает :-) Перечитывать это иногда полезно, на практике оно как-то спускает на тормозах :-)

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...